Создание некоммерческих организаций (далее - НКО) можно условно разделить на два этапа - это подготовка к регистрации и непосредственно сама государственная регистрация.
ПОДГОТОВКА К РЕГИСТРАЦИИ НКО
НКО может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации. Исключение составляют:
- политические партии и религиозные организации, которые могут быть созданы только путем учреждения.
- Федеральный закон "Об общественных объединениях" допускает создание и осуществление деятельности общественных объединений без государственной регистрации, но в таком случае общественное объединение не приобретает статуса юридического лица. То есть, создаваемые гражданами общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством РФ, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В данной статье мы рассмотрим вариант создания НКО путем учреждения.
Учредители НКО
Подготовка к регистрации НКО начинается с соответствующей инициативы ее учредителей. НКО может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
Учредителем НКО может быть практически любой дееспособный гражданин России, лицо, не имеющее гражданства или иностранный гражданин, законно находящийся на территории РФ, а также юридическое лицо.
В соответствии с п. 1.2 и п. 1.2-1 ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Учредителями НКО не могут быть:
- иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательство РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;
- лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- общественно объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- лицо, в отношении которое вступившим в законную силу решением суда установлено, что его действия содержат признаки экстремистской деятельности;
- лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) НКО требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО отдельных видов;
- лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения, либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 06.03.2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем НКО в течение 10 лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Выбор наименования НКО
Выбор наименования НКО - это один из самых главных вопросов при подготовке документов к регистрации НКО. Законодательно требования к наименованию НКО определены ст. 54 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "О НКО" - некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (если коротко, то наименование должно содержать в себе информацию - "кого объединяет" и "ради чего создается или действует").
ГК РФ предусматривает возможность создания вида юридического лица, в этом случае в наименовании организации делается указание только на такой вид (Например, в наименовании политической партии указание на организационно-правовую форму - общественная организация, не требуется). Если же НКО создается гражданином или юридическим лицом в такой организационно-правовой форме как Учреждение, то в наименовании необходимо указать форму - частное учреждение.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" наименование общественной организации, общественного движения (помимо указания на его организационно-правовую форму и характер деятельности) должно содержать указание на территориальную сферу, в которой она будет работать. В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об НКО" объединение признаётся:
- общероссийским, если объединение работает и имеет свои филиалы и представительства на территории более половины субъектов РФ;
- межрегиональным, если объединение работает и имеет свои филиалы и представительства на территории менее половины субъектов РФ;
- региональным, если объединение работает в пределах одного субъекта РФ;
- местным, если объединение работает в пределах территории одного органа местного самоуправления.
НКО имеют право иметь сокращенное наименование (исключение - только религиозные организации).
Обратите внимание, что использование личных имеет граждан, полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, символики, защищенной законодательство РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав возможно только при условии документального подтверждения правомочности их применения.
Использование официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства российской Федерации от 24.09.2010 №753 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования". Исключением являются:
- централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории РФ на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения такой организации с заявлением о государственной регистрации;
- НКО, созданные на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента РФ или Правительства РФ;
- общероссийские общественные объединения;
- структурные подразделения общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
- НКО, единственным учредителем которого является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента РФ, актов Правительства РФ, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных НКО полного наименования учредившего их юридического лица;
- общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей
При выборе наименования НКО также необходимо учитывать, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предписывается отказывать в государственной регистрации НКО, если его наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Обратите внимание, что к некоторым НКО федеральными законами могут устанавливаться специальные требования к их наименованию (Например, наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации).
Порядок и органы управления НКО
Перед созданием НКО необходимо определиться с порядком и органами управления организацией. Особенности управления относительно каждой организационно-правовой формы НКО установлены нормами ГК РФ.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяется законом и учредительным документом.
В соответствии со ст. 65.3 ГК РФ, высшим органом управления корпоративных НКО (корпораций) является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. П.2 ст. 65.3. ГК РФ устанавливает исключительную компетенцию высшего органа корпорации.
Также в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (президент, директор, генеральный директор, председатель и т.д.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации - в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.д.).
Также в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.
Важно помнить, что законодательство РФ устанавливает некоторые особенности управления той или иной НКО в зависимости от ее организационно-правовой формы.
Виды деятельности НКО
Очень важным этапов подготовки документов является определение видов деятельности. Выбранные при регистрации виды деятельности должны соответствовать целям создания вашего НКО и отражены в Уставе.
В соответствии с п.1. ст. 24 ФЗ "О НКО" некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Право НКО осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую доход, закреплено в п. 2 ст. 24 ФЗ "О НКО". В соответствии с положениями ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Условия, при которых НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность:
- если это предусмотрено уставом;
- только для достижения целей, ради которых они созданы;
- если эта деятельность соответствует целям, ради которых она создана.
Помимо внесения видов деятельности в устав НКО, необходимо грамотно подобрать виды экономической деятельности по "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности", утвержденному приказом Госстандарта от 31.01.2014 г. №14-ст.
Разработка устава НКО
Основополагающим документом, регулирующим деятельность НКО, является Устав. Исходя из п. 1 ст. 52 ГК РФ все НКО действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Согласно п. 4 ст. 52 ГК РФ, а также п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устав НКО должен содержать следующие сведения:
- наименование НКО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
- месо нахождение НКО;
- порядок управления деятельностью;
- предмет и цели деятельности;
- сведения о филиалах и представительствах;
- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (для корпораций);
- источники формирования имущества НКО, порядок внесения изменений в учредительные документы НКО;
- порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами.
Перечень необходимых для учредительных документов НКО сведений может меняться в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НКО
Государственная регистрация НКО регулируется ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основные этапы государственной регистрации НКО:
1. Не позднее 3 месяцев с даты принятия учредителями решения о создании НКО необходимо собрать пакет документов и представить его в Минюст России (его территориальные органы). Для государственной регистрации НКО при его создании необходимы следующие документы:
1.1. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, с обязательным заполнением сведений об учредителях; об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа НКО, по которому осуществляется связь с организацией; о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица; сведения о кодах по ОКВЭД; о заявителе (в двух экземплярах);
1.2. учредительные документы НКО (в трех экземплярах);
1.3. решение об учреждении НКО, в том числе об утверждении ее устава; о порядке, размере, способах и сроках образования имущества НКО; об избрании (назначении) органов управления (в двух экземплярах);
1.4. документ об уплате государственной пошлины (за государственную регистрацию юридического лица 4000 р.; за государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения 3500 р.; за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями 1400 р.).
1.5. при использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование (в двух экземплярах);
1.6. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица (в двух экземплярах);
1.7. документ, подтверждающий право использования адреса места нахождения НКО.
2. Минюст России (его территориальные органы) проводит правовую экспертизу поданных на регистрацию документов.
Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) - религиозных организаций и 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций.
При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока прерывается не более чем на три месяца.
Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.
Срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, иной некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Направление документов в регистрирующий орган осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.
3. На основании принятого центральным аппаратом Минюста России и его территориальным органом решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган (ФНС России) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган.
4. Внесение сведений в ведомственный реестр осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов из регистрирующего органа.
5. Выдача заявителю документов осуществляется в день обращения заявителя, но не позднее трех рабочих дней со дня получения документов из регистрирующего органа.